Философские школы Древней ИндииКак правило, философские школы Древней Индии классифицируются на ортодоксальные – признающие в качестве авторитета Веды, а также неортодоксальные – то есть тексты Вед они не признают.

Так, основными ортодоксальными школами Древней Индии являются:

-Веданта;

-Миманса;

-Санкхья;

-Йога, а также вайшешика.

Среди неортодоксальных выделяют джайнизм, буддизм и чарваку-локаяту.

Философские школы Древней Индии: особенности школ

Веданта – иначе переводится как «завершение Вед» —  ее основой является доктрина Упанишад.

Миманса – своей основной проблемой считала познание истинного ритуала, который просто необходим для желающих спасения. Центральной проблемой является исследование жизненного долга человека- то есть Дхармы.

Санкхья — ее практическим обоснованием принято считать йогу. Принцип действия йоги заключается в вере в то, что человек с помощью медитации, а также аскетизма способен избавиться от материального.

Также санкхья верила в то, что в мире существует пуруша – духовное начало, а также пракрити – материя, тело. Первая не способна ничего создавать, вторая же наоборот более активна, однако друг без друга они существовать не могут и способны существовать только совместно.

Вайшешика – иначе ее называют «философией различий» — считает главной целью познание мира, а также окружающей действительности.

Йога – это система практических навыков и упражнений, с помощью которого человек стремиться достичь абсолюта, избавиться от всего и достичь освобождения.

Локаяды главной целью признавали получение  удовольствия, как материального, так и духовного. Все остальное – ненужная, пустая трата времени. Именно поэтому религию они отрицали напрочь.

Неортодоксальные философские школы Древней Индии

Джайнизм доказывал, что существует субстанция, обладающая определенной энергией, которая не уменьшается с течением времени. Кроме того, они утверждали существование души и неживой материи. Поэтому их постулатом являлось не причинение вреда всему живому.

Буддизм основывался на четырех основных принципах Будды:

-жизнь сама по себе является страданием;

-причиной страданий являются наши страсти и желания;

-отказ от желаний – единственный путь к спасению и освобождению;

- основа всего – освобождение от контроля сансары.

Таким образом, цель буддиста – реально осознание мира, лишенное всяких иллюзий и надежд.