Легенды и мифы Древнего Египта (часть вторая)Данный рассказ, это продолжение о том, какие легенды и мифы Древнего Египта существовали еще. В предыдущей статье было много сказано о мифах, которые описывали процесс сотворения мира и человека.

Легенды и мифы Древнего Египта

Мифы заупокойного культа

В египетской мифологии большую роль имели представления о загробной жизни как о продолжении земной жизни, но только в могиле. Необходимыми условиями для этого было сохранение тела умершего (поэтому трупы мумифицировали), приготовление для него жилища (гробницы), а также пищи (живые приносили заупокойные жертвы и дары).

Позднее появились представления о том, что умершие (их ба, т.е. душа) выходят днем на солнечный свет, летят к богам на небо, путешествуют по подземному царству (дуат). Человека видели в единстве его тела и душ, которых насчитывали несколько: ба, ка, русское слово «душа».

Душу, которая странствует по подземному царству, подстерегают разные чудовища, спастись от них можно с помощью специальных молитв и заклинаний.

Над умершими Осирис вместе с остальными богами совершает загробный суд (посвящена специально 125-я глава в «Книге мертвых»). Он заключается в том, что перед Осирисом вершится психостасия: это когда сердце умершего взвешивается на весах, которые уравновешены истиной (образ богини Маат или могут быть ее символы).

Грешника пожирал Амт. Это страшное чудовище (лев, имеющий  голову крокодила), а праведник оживал на полях иару для счастливой жизни. На суде Осириса оправдать могли только покорного и терпеливого в земной жизни, того, не произносил зла против царя, кто не крал, не посягал на имущество храма, не восставал, а также «чистый сердцем.

Земледельческие мифы

Основной третий цикл древнеегипетских мифов связан с Осирисом. Его культ связан с распространением здесь земледелия. Он считается богом производительных сил природы. Его называют в «Книге мертвых» зерном, в «Тексте пирамид» — это бог виноградной лозы, воскресающей и увядающей растительности.

Так, сев считали, как похороны зерна — Осириса, появившиеся всходы – его возрождение, срезание во время жатвы колосьев – умерщвление бога. Эти функции бога земледелия хорошо отразились в очень распространенном сказании, которое описывает смерть Осириса и его возрождение.

Осириса, царствовавшего счастливо в Египте, убивает коварно злой Сет, его младший брат. Сестры Осириса Нефтида и Исида (являющаяся еще и его женой) долго разыскивают тело убитого царя, а, найдя его, оплакивают.

Исида от мертвого мужа зачинает сына Гора. Возмужав, сын начинает борьбу с Сетом. С помощью Исиды на суде богов он добивается того, что его признают единственным и правомочным наследником царя Осириса.

Гор побеждает Сета и воскрешает отца. Но Осирис, не хочет быть на земле. Теперь он царь загробного мира и верховный судья над умершими. А его трон на земле перешел к Гору.

Есть еще такой вариант мифа. Воскрешение Осириса связывают с ежегодными разливами Нила, их объясняют тем, что Исида, которая оплакивает Осириса, наполняет своими слезами реку после «ночи слез».

Эти мифы нашли свое отражение в различных обрядах. Например, совершали мистерии Осириса. Они проходили в конце зимы, ее последнего месяца «хойяк» — в начале весны первый месяц «тиби». Во время мистерий в драматической форме показывали основные эпизоды мифа об Осирисе.

Жрицы, которые выступали в роли Нефтиды и Исиды изображали, как искали, оплакивали и погребали бога. Затем идет «великий бой» между Сетом и Гором. Драма завершается тем, что водружают столба «джед», посвященный Осирису, и символизирующий возрождение бога и природы в том числе.

В додинастический период празднование заканчивали борьбой двух групп, одна из которых выступала за лето, а другая – за зиму. Лето, конечно, всегда одерживало победу (воскрешение природы).

Затем, когда страна объединилась под власть правителей Верхнего Египта, мистерии меняются. Борьба также между двумя группами, одна из них в одежде верхнего Египта, а другая в одежде Нижнего. Естественно, победа, за группой, которая символизирует Верхний Египет.

Также в дни празднования мистерий Осириса, справляли драматизированную коронацию фараонов. Молодой фараон был Гором (сын Исиды), а умершего царя изображали Осирисом, который сидел на троне.

Есть еще обряды, где Осирис выступает как бог растительности. В помещении храма, специально для этого подготовленном, водружалось подобие фигуры Осириса, сделанное из глины и засеянное зерном. К празднику Осириса, фигуру покрывали зеленые всходы, что являлось символом возрождения бога. На рисунках нередко можно увидеть мумию Осириса, на которой жрец поливает проросшие из нее всходы.

Представление об Осирисе, который был и богом плодородия, перенесли на фараона, считавшегося, как магическое средоточие плодородия всей страны, и поэтому он принимал участие во всех главных обрядах земледельческого характера.

Когда наступало время подъема воды в Ниле, он бросал свиток в реку – указ о том, что наступило начало разлива; первый начинал торжественно для посева подготовку почвы; на празднике жатвы срезал первый сноп. Также приносил после окончания работ на поле за всю страну благодарственную жертву для богини урожая Рененутет и статуям фараонов, которые умерли.

В египетской мифологии яркий след оставил культ животных, распространенных на всех этапах египетской истории. Боги с головами зверей и птиц, в виде животных, змеебоги, боги-скорпионы действуют наряду с божествами в облике человека. Чем бог был могущественнее, тем больше ему приписывали культовых животных, в образе которых он представал перед людьми.