Легенды и мифы Древнего ЕгиптаИсточники изучения древнеегипетской мифологии отличаются не систематичностью изложения и неполнотой. Характер и происхождение некоторых мифов реконструируют, основываясь на поздние тексты. Итак, легенды и мифы Древнего Египта.

Легенды и мифы Древнего Египта

Основными памятниками, которые отразили мифологические представления египтян, считаются разные тексты, религиозного характера: записи погребальных обрядов, начертанные на стенах гробниц; гимны, посвященные богам; молитвы, обращенные к ним.

Наиболее значимые из них:

  • «Тексты пирамид» — тексты царских заупокойных ритуалов, которые вырезаны внутри пирамид фараонов, принадлежавших V и VI династиям Древнего царства. Это относится к XXVI – XXIII вв. до н. э.
  • «Книга мертвых». Ее составляли от времен Нового царства и до самого конца истории Египта.
  • «Тексты саркофагов», которые нашли на саркофагах, относящихся к эпохе Среднего царства. Период XXI – XVIII вв. до н.э.

Итак, легенды и мифы Древнего Египта. Формирование египетской мифологии началось в VI – IV тыс. до н. э., еще задолго до того, как возникло классовое общество. В всех областях (номе) складывается свой культ богов и пантеон. Боги воплощены в небесных светилах, змеях, деревьях, птицах, камнях и т.д.

В самый древний промежуток египетской истории космических богов, которым приписано сотворение мира, еще не было. Учеными полагается, что первая версия такого мифа появилась незадолго до того, как Египет объединился.

Согласно ей, солнце зародилось от союза неба и земли. Это олицетворение, конечно, более древнее, чем космогонические идеи, принадлежавшие жрецам из крупнейших религиозных центров. Но от уже появившегося мифа не отказались, и Нут (богиня неба) и Геб (бог земли), родители Ра (бог солнца), сохраняются в религии в течение всей древней истории. Нут каждое утро на свет производит солнце, а вечером прячет снова его в своем чреве на ночь.

Богословские системы, у которых была другая версия сотворения мира, появились, видимо, в нескольких крупных культовых центрах в одно время: Гелиополе, Мемфисе и Гермополе. Они объявляли своего главного бога создателем мира, а он уже был отцом остальных богов, объединявшихся около него.

Общей идеей для всех космогонических концепций было то, что перед появлением мира был хаос воды, которая была погружена в вечную тьму. Началом выхода из этого хаоса связывали с возникновением света, и солнце было его воплощением.

Представление о водном просторе, где появляется сначала небольшой холм, тесно связывается с жизнью: ежегодно разливается Нил, воды которого покрывают долину, а потом, отступая, открывается постепенно землю для пахоты. В таком смысле процесс сотворения мира как бы повторялся ежегодно.

Легенды и мифы Древнего Египта, рассказывающие о сотворении мира не представляют собой цельный, единый рассказ. Не редко одинаковые мифологические события показаны по-разному, а боги выступают в них в различных обликах.

Любопытно, что очень много сюжетов, которые объясняют сотворение мира, и мало внимания уделяется тому, как появился человек. Древними египтянами считалось, что боги мир сотворили для людей.

В наследии Египта не много прямых указаний на то, как появился род человеческий, и они – исключение. Египтяне в основном ограничивались убеждением, что человек своим существованием обязан богам. Они ждут за это благодарность, которую должны понимать довольно просто: человек должен строить и содержать храмы, поклоняться богам и регулярно делать жертвоприношения.

Жрецами Гелиополя была создана своя версия возникновения мира. Его создателем они объявили бога солнца Ра, которого отождествляли с богами Атумом и Хепри («Атум» означает «Совершенный», «Хепри» — «Тот, кто приводит к возникновению» или «Тот, кто возникает»).

Атума изображали обычно в облике человека, Хепри — скарабея, т.е. его культ относится к тем временам, когда богов представляли в облике животных.

Интересно, что у Хепри не было никогда своего места культа. Являясь олицетворением солнца, которое восходит, он был еще отождествлен с Ра, с солнцем, которое светит днем, и Атумом — солнцем, которое заходит.

Облик скарабея, придаваемый ему, связывали с убеждением, что этот жук может сам по себе размножаться, отсюда его созидательная божественная сила. А образ скарабея, который толкает шар, подсказал для египтян образ бога, перекатывающего по небу солнце.

Миф о сотворении мира Ра, Хепри и Атумом запечатлен в «Текстах пирамид», а когда его текст его высекли в камне, он, скорей всего уже существовал и был хорошо известен.

По «Текстам пирамид», известно, что Ра – Атум — Хепри себя сотворил сам, появившись из хаоса, называемым Нуном или Первоокеаном. Его изображали обычно как предвечное водное необозримое пространство.

Легенды и мифы Древнего Египта гласят, что Атум, возник из него, и не нашедши места, где ему удержаться, создал в первую очередь холм Бен-бен. Встав на него, Ра-Атум-Хепри начал создавать других космических богов.

Первую пару богов он родил сам, т.к. он был один. От союза первой пары появились другие боги, и согласно гелиопольскому мифу, таким образом появилась земля и божества, правящие ею.

От первой пары богов – Тефнут (Влага) и Шу (Воздух) – родились Нут (Небо) и Геб (Земля). Они породили: Сета и Осириса, Нефтиду и Исиду. Так появилась Гелиопольская Эннеада — Великая Девятка богов.

Эта версия, как был сотворен мир, не единственная в мифологии Египта. Одно из преданий гласит, что создателем людей являлся гончар – бог Хнум, вылепивший их из глины и изображавшийся в облике барана.

Богословы Мемфиса, тоже крупного, религиозного и политического центра Древнего Египта, в свой миф о том, как сотворили мир, включили многих богов, которые принадлежали различным религиозным центрам, подчинив их Пта, который был творцом всего.

Мемфисский вариант космогонии, в отличие от гелиопольского, был более отвлеченным: мир и боги были созданы не прибегая к физическому акту, а только словом и мыслью.

Небесный свод иногда представляли в образе коровы с телом, которое покрыто звездами. Но были еще представления, когда небо – это небесный Нил, водная поверхность, по нему солнце днем обтекает всю землю. Нил есть и под землей, где солнце, опустившись за горизонт, проплывает ночью.

Нил, текущий по земле, представляли в виде бога Хапи. Он своими разливами способствовал урожаю. Сам Нил был населен также злыми и добрыми божествами в виде животных: гиппопотамов, скорпионов, лягушек, змей, крокодилов и т. д. Богиня Рененутет, владычица закромов и амбаров, ведала плодородием полей. Почиталась она в образе змеи, появляющаяся во время жатвы на поле, следя за тем, чтобы тщательно убирали урожай. А бог виноградной лозы Шаи следил за урожаем винограда.